Набор (поднос, лжица, копие)

В начале XIX в. в уральском городе Златоусте было решено создать еще один центр по выпуску холодного оружия,так как уже имевшиеся не могли полностью удовлетворить потребности армии в нем
Ларец «Сказки Пушкина»

Наряду со строевым оружием в Златоусте стали выпускать украшенное оружие.
Шашка кавказская

Для этого фабрике нужны были специалисты - оружейники высокого класса.
Кубок юбилейный

Царское правительство приглашает для работы мастеров из Золингена и Клингенталя - известных оружейных центров Германии того времени.
Потир

До 1817 года единственными мастерами по украшению клинков были иностранные мастера Шафы - отец Вильгельм - Николаус и сын Людвиг. Два других сына - Иоганн и Фридрих - специализировались на отделке кожаных ножен.
Наборы винные



Второй, "русский", этап развития 1820 - 1830 гг. С 1818 года начинается второй, "русский", период украшенного оружия. Иван и Ефим Бушуевы, Петр, Максим и Федор Тележниковы, Иван Бояршинов, Федор Стрижев, Архип Лепешков и другие мастера подняли искусство украшения оружия на такую высоту, на какую больше не взлетала златоустовская гравюра на стали с середины XIX в. и до наших дней.
Наборы письменные


С именем Ивана Бушуева (1800 - 1834) связано создание едва ли не самих замечательных произведений.
Наборы охотничьи
Художник Берсенев Геннадий Михайлович Материал клинка Дамаск

О жизни этого художника известно очень мало, даже дата смерти, 1834 г. сомнительна, и установили ее историки по последним работам Бушуева, датированным 1833 годом.
Художник Аверкин Олег Васильевич Материал клинка Дамаск


Наряду с усовершенствованием технологического процесса и виртуозным владением им, много нового вводит Бушуев в композицию: новые элементы из греческой истории и мифологии.
Топор боевой

В отличие от Шафов, которые гравировали определенную, небольшую поверхность клинка, Бушуев расширяет рамки, в ряде случаев используя всю плоскость клинка, что позволяет ему создавать насыщенные орнаментальные композиции.
Кортик адмиральский «300 лет Санкт-Петербургу»

Не менее талантливым гравером был Иван Петрович Бояршинов.
Кортик морской

После 20-х годов, когда прошли юбилеи Отечественной войны, заказы на украшенное наградное оружие резко снизились . В это трудное для фабрики время большую роль сыграла деятельность Павла Петровича Аносова.
Стилет украшенный

С 1817 года Аносов работал в Златоусте: сначала строителем оружейной фабрики, потом - ее директором, а позднее - управляющим Златоустовским горным округом.
Кинжал юбилейный `850 лет Москве`

С появлением булата появилась новая замечательная манера украшения клинков - булатные клинки имели красивую, так называемую муаровую поверхность.
Кинжал
Художник Тычкин Вячеслав Александрович Материал клинка Дамаск

Чтобы сохранить ее нетронутой, мастера украшали только ножны и рукояти, лишь иногда нанося скромный непритязательный орнамент на ограниченную поверхность клинка.
Кинжал (мизерикорд)

Изделия златоустовских мастеров высоко оценивались современниками.
Шпага кавалерийская Бородино

Участие в выставках Большую роль в знакомстве с искусством Златоуста сыграли промышленные выставки, постоянным участником которых с 1829 года являлась Златоустовская оружейная фабрика.
Меч «Подвиги Геракла»

После 1917 года - новые взгляды на мир, общество, а с ними и на искусство, конечно же, отразились на художественной жизни Златоуста, когда в начале 20-х годов цех украшенного оружия вновь начал действовать.
Меч «Мальтийский»

В 1919 году, в тяжелейших условиях, цех начал выпускать холодное оружие для Красной Армии.
Меч «Александр Невский»

Учитывая время, обстановку в стране, нехватку материалов, в 1920-х годах украшенное оружие, предназначенное для наград, было намного скромнее, чем подарочные варианты XIX века, но выполняли их художники с неменьшим старанием и воодушевлением.
Сабля «Суворов»

Подъем граверного искусства в 20 - х годах ХХ века - заслуга художников-граверов Д. Е. Яковлева, И. И. Бахарева, Н. Ф. Морозова, В. А. Киселева и многих других.
Сабля «Наполеон»

Во время Великой Отечественной войны граверы вновь обращаются к украшенному оружию, которое преподносилось в качестве награды.
Палаш морской

Выполнено оно в технике 30 - 40 - х годов, на позициях которых остается искусство гравюры и в послевоенные годы.
Шашка драгунская

Златоустовская гравюра с большим трудом развивается, вернее, возрождается, о чем говорят те вещи-жемчужины, которые время от времени появляются у златоустовских граверов и которых по сравнению с предшествующими периодами ХХ века становится все больше.
Оформление корана

Это и орнаментальные композиции Г. М. Берсенева, и лоточки О. Аверкина, и декоративные подносы Н. В. Лохтачевой, и холодное оружие А. Г. Шаланова, А. Е. Авдеева, А. И. Костюшева, С. Н. Шептунова, Ю. Б. Рябкова, и работы А. Богачева и А. Шукова, которыми можно гордиться как настоящими произведениями искусства Златоуста.
Шестопер

Икона «Св. Александр Невский». Гравюра на стали

Оформление молитвослова

Но все это относится к уникальным выставочным образцам, которые не известны широкому зрителю.
источник
Антиквариат
Народные промыслы
История вещей
История
Красота
В цитатник
Написано -KRASOTA- Прочитать цитируемое сообщение
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru